Обучение по направлению: Слесарь по ремонту авиадвигателей
Характеристика работ. Ремонт деталей авиадвигателейнесложной конструкции с использованием простого контрольно-измерительногоинструмента. Выполнение слесарных работ по 12 - 14 квалитетам. Устранениемеханических повреждений, рисок, коррозии деталей и узлов с зачисткойавиадвигателя. Грубая шабровка фланцев. Сверление отверстия дрелью. Соединениенесложных деталей авиадвигателей болтами и винтами. Пломбирование и клеймениедеталей авиадвигателя, их транспортировка с использованием простых механизмов,смазка и промывка. Выполнение вспомогательных работ при ремонте узлов.
Должен знать: условия работы ремонтируемых деталейавиадвигателей; технологию ремонта несложных деталей и узлов авиадвигателя;правила чтения чертежей; основные сведения о системе допусков и посадок,параметрах обработки поверхностей; основные сведения о физических свойствахметаллов, сплавов и неметаллических материалов, применяемых при ремонте; видыкоррозии и методы защиты металлов от нее; технологические операции слесарныхработ, назначение основного слесарного и контрольно-измерительного инструментаи правила пользования ими; правила транспортировки узлов и деталейавиадвигателя, технологию их консервации, промывки, обезжиривания.
Примеры работ
1. Башмаки сопловых аппаратов - зачистка забоин и выработкис последующим полированием.
2. Детали авиадвигателя - сверление отверстий по разметке,по кондуктору.
3. Детали авиадвигателя крепежные - очистка деталей от нагара.
4. Детали плоские - шабровка (с точностью прилеганияплоскостей до двух точек на 1 кв. см).
5. Дефлекторы цилиндров - ремонт.
6. Корпусы компрессоров ТРД задние - зачистка рисок,забоин, коррозии.
7. Поршни авиадвигателя - установление рисок, забоин, вмятинс последующим полированием.
8. Прокладки несложные - изготовление из паранита.
§ 190. Слесарь по ремонту авиадвигателей 3-го разряда
Характеристика работ. Ремонт деталей, узлов и механизмовавиадвигателей средней сложности. Выполнение слесарных работ по 11 - 12квалитетам. Определение комплектности и качества ремонтируемых деталей и узлов(визуально и при помощи контрольно-измерительного инструмента). Развертываниеотверстий развертками, постановка штифтов и шпилек, пришабривание плоскостей.Разделка швов и подготовка ремонтируемых деталей к сварке. Простая разметка подсверление отверстий после заварки дефектного резьбового отверстия и нарезаниеновой резьбы. Ремонт сложных узлов и механизмов авиадвигателей под руководствомслесаря по ремонту авиадвигателей более высокой квалификации. Заправкаслесарного инструмента, работа на сверлильных станках и приспособлениях.
Должен знать: технологию ремонта деталей и узловавиадвигателей средней сложности; систему допусков и посадок; основные сведенияо параметрах обработки деталей авиадвигателей и обозначение их на чертежах;технологические операции слесарных работ, приемы и методы слесарной обработки иремонта деталей и узлов авиадвигателей; правила пользования приспособлениями,слесарным и контрольно-измерительным инструментами, применяемыми при ремонте;технологические особенности и правила обращения с деталями:металлокерамическими, алюмографитированными, талькированными, резиновыми;порядок устранения несложных неисправностей используемого инструмента иоборудования; марки и свойства абразивных материалов, притирочных паст; видыпрокладок, их назначение; свойства материалов, применяемых для прокладок;антикоррозийные покрытия, влияние механических повреждений и коррозии напрочность деталей авиадвигателей; порядок оформления технологическойдокументации; приемы клепальных работ, связанные с ремонтом узлов двигателя;правила визуального контроля деталей и при помощи контрольно-измерительногоинструмента; основные сведения о пайке и сварке материалов.
Примеры работ
1. Аппараты сопловые, реактивное сопло, кожухи трансмиссии,задний, средний и передний корпусы компрессора ТРД - зачистка наклепавыработки, устранение забоин, зачистка плоскостей с последующей проверкойплоскостей лекальной линейкой.
2. Кожухи и обтекатели авиадвигателей - выправление стенокот вмятин.
3. Кожухи сопла ТРД - устранение вмятин рихтовкой.
4. Корпусы валов турбин - устранение заедания плавающихвтулок.
5. Корпусы и крышки авиадвигателей - притирка фланцев напритирочной плите.
6. Корпусы, картеры, коробки приводов авиадвигателей -постановка новых шпилек различного ремонтного размера и ступенчатых шпилек иштифтов.
7. Сопла реактивные ТРД - сверление отверстий и нарезкарезьбы после заварки ее дефектов, постановка термоизоляционного кожуха назаклепках.
8. Трубы жаровые ТРД - обработка концов трещин методомсверления, зачистка сварных швов с последующей полировкой.
9. Трубы отвода воздуха - зачистка выработки с полировкой.
10. Цилиндры авиадвигателей - зачистка и запиловка реберохлаждения.
§ 191. Слесарь по ремонту авиадвигателей 4-го разряда
Характеристика работ. Ремонт деталей, узлов механизмовавиадвигателей сложной конструкции в соответствии с технологией ремонта.Выполнение сложных слесарных работ по 9 - 10 квалитетам. Подгонка сложныхдеталей и узлов авиадвигателей путем шабровки и притирки. Подбор и регулировкасцепления шестеренчатых пар. Замена и развертывание втулок. Удаление дефектныхшпилек и штифтов на узлах авиадвигателей путем высверливания или вытравливания.Сложная разметка под сверление отверстий на узлах авиадвигателей, испытаниеотремонтированных узлов. Замена лопаток компрессора. Определение параметровшероховатости поверхностей непосредственно на деталях авиадвигателей. Выборрациональных методов и порядка ремонта поверхностей деталей авиадвигателей.Подбор необходимого слесарного и измерительного инструментов для выполнениязаданной работы. Настройка используемых измерительного инструмента и приборов.Оформление технической и технологической документации на ремонт авиадвигателя.
Должен знать: основные понятия о конструкции и принципеработы ремонтируемого авиадвигателя; технологию ремонта деталей и узловавиадвигателя; методы устранения повторяющихся дефектов деталей и узловавиадвигателей; правила подбора шестеренчатых пар; основные способы обработкиметаллов, сплавов и неметаллических материалов; виды смазочных материалов;правила термической обработки стали, алюминиевых и магниевых сплавов; причиныпоявления коррозии; методы оценки качественного состояния деталей и узловавиадвигателей, прошедших ремонт; схему и конструкцию стендов для испытанияузлов авиадвигателей; конструкцию микрометрического инструмента, применяемогопри ремонте, и способы определения его исправности; правила подготовки деталейи узлов к сварке и обработка их после сварки; способы предупреждения иустранения внутренних напряжений и деформаций; состав припоев, применяемых присварке; основные сведения о параметрах обработки поверхностей; сведения онеразрушающих методах контроля деталей; правила чтения сложных чертежейремонтируемых узлов, агрегатов и деталей.
Примеры работ
1. Картеры авиадвигателей - вытравливание и высверливаниедефектных шпилек и штифтов.
2. Коробки приводов авиадвигателей - зачистка посадочныхмест под подшипники, прокачка каналов и гидроиспытание.
3. Корпусы задние компрессоров ТРД - устранениемеханических повреждений на входной и выходной кромках спрямляющих лопаток сзамером хорды; замена штифтов крепления лопаток или лабиринта; развертываниеотверстий под прецизионные болты и подбор призонных болтов ремонтного размера.
4. Корпусы центральных приводов ТРД - запрессовка стакана вкорпус.
5. Передачи шестеренчатые авиадвигателей - замена шестеренчатойконической пары с проверкой контактов и регулировкой зазоров в сцеплении.
6. Роторы турбин и компрессоров - зачистка рисок, забоин икоррозии на опорных цапфах с последующим замером диаметров под посадкуподшипников.
7. Трубопроводы авиадвигателя - ремонт и гидроиспытание поддавлением.
8. Трубы жаровые ТРД - замена завихрителя, рихтовка ивыверка жаровой трубы на приспособлении.
9. Узлы авиадвигателей - постановка новой футорки.
10. Цилиндры авиадвигателей - запрессовка новойнаправляющей втулки, притирка клапанов.
11. Шатуны авиадвигателей - запрессовка, развертывание ивыпрессовка.
§ 192. Слесарь по ремонту авиадвигателей 5-го разряда
Характеристика работ. Ремонт деталей и узлов авиадвигателейсложной конструкции. Выполнение сложных слесарных работ по 6 - 7 квалитетам.Замена лопаток ротора турбины с подбором их по весовому моменту. Подгонкадеталей и узлов авиадвигателей в соответствии с требуемыми допусками. Обработкадеталей авиадвигателей специальным режущим инструментом, абразивными камнями,наждачным порошком, пастой ГОИ. Испытание отремонтированных узловавиадвигателей на установках с проверкой и регулированием соответствующихпараметров: давление, обороты, температура, виброперегрузки, расход жидкости.Настройка специальных кондукторов, установок, приспособлений, мерительныхмикронных инструментов. Выявление дефектов на деталях, узлах авиадвигателей.Предупреждение и устранение возможных дефектов при ремонте узлов двигателей.Пользование сложными подъемно-транспортными механизмами. Замена агрегатов наавиадвигателях.
Должен знать: конструкцию и принцип работы ремонтируемыхавиадвигателей, температурные и динамические нагрузки их деталей и узлов;технические условия на ремонт деталей и узлов ремонтируемых авиадвигателей;конструктивные изменения деталей и узлов авиадвигателей по их сериям и внутрисерии; конструкцию применяемого точного слесарного, сборочного,контрольно-измерительного инструмента; лабораторные методы измерений иконтроля; правила и приемы настройки сложного измерительного инструмента;состав, структуру, физические, механические и технологические свойстваавиационных материалов; технические условия на шлифовку и полировку деталей;дефекты сварных швов и способы их выявления; применяемые виды сварки взависимости от свариваемых деталей авиадвигателей; правила выборатермообработки, принципиальные и монтажные схемы, конструкцию установок иприспособлений, применяемых на участке ремонта; виды резьбы, допуски и зазоры всочленяемых деталях и узлах ремонтируемых двигателей; возможные неисправности иметоды их устранения; основные сведения по износу деталей авиадвигателей иметоды уменьшения износа.
Примеры работ
1. Валы винтов - замена втулок и гидроиспытание.
2. Валы коленчатые поршневых двигателей - замена трубы впередней части коленчатого вала, замена втулок демпферных противовесов и втулокщек вала.
3. Корпусы задние компрессоров ТРД - постановканаправляющей лопатки восьмой ступени и лабиринта взамен забракованных.
4. Корпусы задние компрессоров - шабровка фланцев.
5. Корпусы средние компрессоров ТРД - замена переднего илизаднего отсеков.
6. Крыльчатки нагнетателей - статическая балансировка.
7. Механизмы приводов крыльчаток - ремонтметаллокерамических дисков сцепления.
8. Нагнетатели двигателей, насосы редукторов - постановкаобоймы подшипника и втулок с выверкой соосности, замена трубок суфлера.
9. Подшипники скользящие - подгонка к шейке вала шабровкой.
10. Роторы турбин ТРД - подборка и напрессовка втулки валас натягом по заданной величине, подбор по весовому моменту комплекта лопатокпутем взвешивания их на моментных весах.
11. Цилиндры поршневых авиадвигателей - подготовкаповерхности цилиндров к обкатке после хромирования и холодная обкаткацилиндров.
§ 193. Слесарь по ремонту авиадвигателей 6-го разряда
Характеристика работ. Ремонт и испытание сложных деталей иузлов авиадвигателей. Выполнение слесарных и доводочных работ с обеспечением 4- 5 квалитетов. Ремонт деталей и узлов авиадвигателей с большим количеством сложныхопераций, требующих выверки в нескольких плоскостях специальными поверочнымиприборами и инструментами, согласование всех линий чертежа во всех проекциях надеталях и узлах авиадвигателей и нанесения необходимой разметки. Динамическоеуравновешивание роторов турбин и компрессора ТРД и ТВД. Определение качестваремонтируемых деталей и узлов авиадвигателей с использованием всех методов исредств контроля, точного контрольно-измерительного инструмента,пневматического длиномера, твердомера, оптиметра и другого лабораторногоинструмента. Составление эскизов деталей авиадвигателей, применяемыхинструмента и приспособлений. Изготовление по сборочным чертежам деталейавиадвигателей с оставлением необходимых припусков на обработку или подгонку.Обслуживание, настройка, регулирование и ремонт сложных приспособлений истендов, применяемых для изготовления, ремонта, регулирования и испытаниядеталей и узлов авиадвигателей. Выбор рационального порядка и метода проведенияиспытаний деталей и узлов авиадвигателей, заправка и термообработка рабочегоинструмента.
Должен знать: технологию ремонта сложных деталей и узловавиадвигателей, способы и средства контроля качества их ремонта; правилапользования лабораторным измерительным инструментом и оборудованием; правила настройкиточного контрольно-измерительного инструмента (миниметр, пассаметр, микроскоп,оптический угломер, щуп) и лабораторного оборудования; особенности работыдеталей и узлов в условиях низких или высоких температур; влияние различныхпараметров работы авиадвигателей на свойства рабочих жидкостей и смазок;способы определения степени износа деталей и узлов авиадвигателей и выборметодов предупреждения износа; методы дефектации деталей и узлов; способывыверки и измерения сложных деталей и узлов в нескольких плоскостях сприменением проверочных инструментов и приборов; методы определения чистотыобработки поверхностей и использования аппаратуры для ее определения; правиларасчетов, связанных с выполнением сложных работ по ремонту узловавиадвигателей; основные технологические процессы гальванопокрытий.
Примеры работ
1. Валы коленчатые авиадвигателей - доводка вручную шееквала, проверка и устранение биения, статическая балансировка вала.
2. Гидроцилиндры регулируемых сопел - ремонт, сборка,испытание.
3. Фронтовое устройство - замена распылителей, ремонткорпуса.
4. Шатуны главные авиадвигателей - доводка втулки погиперболе, выверка параллельности осей и скручивания шатуна и концентричностивтулки.
§ 194. Слесарь по ремонту авиадвигателей 7-го разряда
Характеристика работ. Ремонт и испытание сложных узловавиадвигателей первых серий и новых конструкций, прецизионных деталей имеханизмов сложных геометрических форм, специальных авиационных двигателей скриогенными системами или специальных авиационных двигателей, использующихгазовые виды топлива. Выполнение слесарных и доводочных работ с обеспечением 4- 5 квалитетов.
Должен знать: конструкцию новых серий авиадвигателей итехнологические особенности их ремонта; правила наладки и способы ремонтаточных стендов, установок и приборов; методы проведения регулировочных работсистем двигателей после ремонта, доработки авиадвигателей после испытаний;правила оформления сопроводительной технической документации на авиадвигатели;требования, предъявляемые к сертифицированным изделиям; теорию авиационныхдвигателей.
Требуется среднее профессиональное образование.
Примеры работ
1. Валы газотурбинных авиадвигателей - проверка иустранение биения.
2. Роторы турбин и компрессоров ТРД - динамическаябалансировка.
3. Сопла регулируемые - регулирование и испытание.
Комментарии к профессии
Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Слесарь по ремонту авиадвигателей» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция слесаря по ремонту авиадвигателей, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).