Обучение по направлению: Официант
Характеристика работ. Обслуживание посетителей ворганизациях питания с простой и средней сложности сервировкой столов инесложным ассортиментом блюд по предварительно оплаченным путевкам, чекам,талонам и за наличные деньги без оформления и предъявления посетителям счетовили без оформления оплаты на контрольно-кассовом аппарате: диетических столовыхпри санаториях, пансионатах, профилакториях, турбазах и домах отдыха,ресторанах на экскурсионных судах, вагонах-ресторанах и туристско-экскурсионныхпоездах, ресторанах, реализующих скомплектованные рационы питания, и др. Приемпредварительных заказов на горячие блюда и обслуживание пассажировнепосредственно в вагонах. Разносная торговля в залах ресторанов, кафе, баровкондитерскими изделиями, сувенирами, цветами и другими товарами; в пассажирскихвагонах - горячими первыми и вторыми блюдами, молочнокислой продукцией,кулинарными и кондитерскими изделиями, сувенирами, дорожными наборами,безалкогольными напитками, хлебобулочными изделиями. Накрытие и предварительнаясервировка столов. Замена скатертей и салфеток по мере их загрязнения. Уборкастолов. Сдача использованной посуды, приборов, столового белья, наличных денег,чеков, талонов, нереализованной продукции и товаров.
Должен знать: правила сервировки столов и обслуживанияпосетителей при реализации по предварительно оплаченным путевкам, чекам,талонам; краткую кулинарную характеристику, очередность и температуру подачиблюд; цены на реализуемую кулинарную продукцию, кондитерские изделия ипродаваемые товары; виды, назначение и требования, предъявляемые к используемойстоловой посуде, приборам, белью, порядок их получения и сдачи; правилаэксплуатации применяемого оборудования и инвентаря; порядок расчета спосетителями, сдачи наличных денег, чеков, талонов.
§ 19. Официант 4-го разряда
Характеристика работ. Обслуживание посетителей ворганизациях питания со сложной сервировкой столов: ресторанах, кафе, барахвторой и первой категорий с приемом заказов от посетителей, оформлением ипредъявлением им счетов. Обслуживание торжеств: свадеб, юбилейных дат,товарищеских встреч, семейных обедов, вечеров отдыха, тематических вечеров,балов, дегустаций блюд национальных кухонь и др. Оказание посетителям помощи ввыборе блюд и напитков и подача их на столы или в номер. Расчет с посетителямисогласно счету.
Должен знать: виды обслуживания посетителей и сервировокстолов в ресторанах, кафе и барах второй и первой категорий с включением в менюзаказных и фирменных блюд, напитков и кондитерских изделий; виды и правиласервировки столов и обслуживания торжеств, мероприятий по заказам организаций,отдельных лиц или групп; ассортимент, нормы выхода, подробную кулинарнуюхарактеристику, правила подачи и цены на реализуемые блюда, изделия и напитки;порядок оформления счетов и расчета по ним посетителей; правила эксплуатацииконтрольно-кассовых аппаратов.
§ 20. Официант 5-го разряда
Характеристика работ. Обслуживание посетителей ворганизациях питания с особо сложной сервировкой столов, отражающейнациональные особенности и их тематическую направленность: загородных, национальныхи тематических ресторанов, кафе, баров высшей категории и категории люкс.Обслуживание торжественных и официальных приемов, совещаний, конференций,переговоров, съездов. Обслуживание иностранных туристов. Подача фирменных блюди напитков по желанию клиента, заказавшего эти блюда. Подача влажных горячихсалфеток.
Должен знать: виды и правила сервировки столов, отражающиенациональные особенности и тематическую направленность организаций питания;формы и правила обслуживания иностранных туристов на торжественных иофициальных приемах, совещаниях, конференциях, переговорах, съездах;соответствие ассортимента вин и винно-водочных изделий характеру и очередностиподаваемых блюд; особенности питания иностранных туристов; формы организациитруда официантов (индивидуальная, бригадно-звеньевая, бригадная); иностранныйязык в объеме, необходимом для общения с посетителями.
Комментарии к профессии
Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Официант» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция официанта, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).